Уважаемый коллега!
Форум публичный, ответ адресовался не только Вам, есть и начинающие ИП, которые о Книге имеют туманное представление вообще. Поэтому выдержка из нормативного документа, была, на мой взгляд, полезна.
Давайте разбираться с проблемой без эмоций, опираясь на положения закона и нормативных актов, стараясь при этом уважать друг друга и делиться позитивным опытом.
Форму Книги я видела, точно также, как и Вы, испытываю глубочайшее недоумение относительно методики ее заполнения. Причем как в части отражения процесса производства, так и в части учета операций с товарами. Так как разрабатывали и принимали форму Книги далекие от практических проблем реального предпринимателя люди, понять ее невозможно, даже и не пытайтесь. Логика извращенная - требуется отражать доходы и расходы в целях учета налоговой базы.
Учет товара для целей предпринимателя и для его интересов Книга не предусматривает в принципе, это - регистр налогового учета. Имеем то, что имеем.
Давайте теперь посмотрим на закон. Ст.54 НК РФ - ИП обязан вести учет налоговой базы по итогам налогового периода в порядке, определенном Минфином. Обратите внимание - в порядке, а не по форме!
Далее - читайте п.7 Порядка, в котором русским языком написано, что форма Книги - примерная. Поэтому не стоит пытаться заполнить ее "правильно". Правил нет!!!
Далее - в том же п.7 предусмотрено, что ИП по согласованию с налоговым органом вправе самостоятельно разработать иную форму Книги учета, оставив в ней показатели, необходимые для исчисления налоговой базы и (или) включив в нее иные показатели, связанные со спецификой осуществляемой им деятельности. Если ИП принято решение о разработке новой формы Книги учета, то учет в ней товарно-материальных ценностей (имущества) и его реализация ведется как в количественном, так и стоимостном выражении по каждому виду товаров (работ, услуг).
Когда у меня возникла проблема заполнения Книги по товарным операциям, то я взяла за основу Таблицу 1-7а, выбросила большинство столбцов и доработала ее по принципу оборотно-сальдовой ведомости с выделением граф "приобретено/оплачено" и "отружено/оплачено" по каждому виду товаров. Таблица получилась большая, зато конгениальная, количественно-суммовой принцип был соблюден, инспектора поверили сразу же в истинность результатов по строке "Итого", ограничившись контролем оплаты по банку и контролем отгрузки по данным декларации по НДС. Эти сведения должны чудесным образом совпасть с Книгой.
Естественно, согласование с налоговым органом я производить не собиралась, т.к. потратила бы только время, к тому же могли и запретить по принципу "как бы чего не вышло". Не судиться же! Утешилась тем, что за нарушения правил налогового учета ответственности Налоговый кодекс не предусматривает, 120 статья на этот случай не распространяется, а чтобы доказать мне неправильность моего учета инспектор сам должен поразбираться с тем, что и когда приобреталось и оплачивалось. Причем поспорить со мной по любой своей придирке по этому поводу.
ИП был с очень спорной деятельностью, но по форме Книги, сданной в налоговую, никто ни одного вопроса не задал. Тупо заверили распечатанный электронный вариант, камеральная проверка тоже не усердствовала. Тем более, что, как я понимаю, если заверили книгу, то согласование де-факто произошло.
Поэтому вывод - делайте, что хотите, только не ошибайтесь в строчке "Итого". Удачи!
Конечно, при большой товарной номенклатуре желательна отладка учета по Книге в программе.
Что касается убытков, если они возникли, то государство будет очень недовольно, во-первых, а во-вторых, признать их для налогообложения действительно нельзя, это прямо запрещено законом.
И, собственно, почему заботясь о развитии малого и среднего бизнеса, государство должно потакать тем, кто не может прибыльно работать? От ИП Родина ждет рентабельности в 17% - по Концепции планирования выездных проверок подозрительным ИП на обычном режиме является тот, у кого разница между доходами и расходами составляет 83%!
В утешение - налоговая база считается за год, может повалить доход в будущем.
|